21 августа на территории детского сада прошел семинар на тему «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». В процессе семинара педагоги обсуждали волнующие вопросы, делились личным опытом, рассуждали, о важности знания всех условий в обучении грамоте ребенка. Одним из волнующих вопросов был: «Как донести информацию о правильном обучении грамоте до родителей, чтобы процесс обучения стал эффективным?»
В разные исторические периоды методы обучения грамоте в русской школе менялись. Самым древним является буквенный метод, суть которого сводилась к запоминанию буквы с её названием и начертанием. Буквенный метод впоследствии сменился слоговым и был предложен русским классиком и педагогом Львом Николаевичем Толстым. Метод по сути был слогослуховым и за единицу грамоты был принят слог. В тридцатые годы двадцатого века отечественная методика использовала метод целых слов, а чуть позже применялся звуковой метод, основанный на анализе звучащей речи. Но не все эти методы были совершенны.
Сейчас современная школа предъявляет к будущим школьникам прежде всего: сформированный фонематический слух, умение членить слова на слоги, умение членить простые предложения на слова, умение составлять предложения из 3-5 слов, умение составлять рассказ по серии картинок.
Опыт показывает, что дети, у которых сформированы вышеперечисленные специальные речевые умения, успешно овладевают грамотой и остальными учебными дисциплинами. Сразу возникает вопрос: «Что формировать и как грамотно сформировать специальные речевые умения?». Современный метод обучения грамоте – звуковой аналитико-синтетический и основан на связи устной и письменной речи. Ребёнка дошкольного возраста необходимо учить анализировать звуковой состав слова, чтобы впоследствии он различал такие понятия, как «звук» и «буква» («звуки мы слышим и говорим, буквы мы видим и пишем»); учить анализировать слоговую структуру слова, так как основной единицей чтения является слог; учить анализировать словесный состав предложения для того, чтобы в дальнейшем ребёнок правильно записывал предложение.
Таким образом, можем сделать вывод, подготовка должна заключаться не в простом повторении букв, а в целенаправленном формировании у ребёнка специальных речевых умений, о которых говорилось выше.
Учитель-логопед Чернышова С.Н. |