Ознакомление детей с природой является важным средством воспитания экологической культуры. Без знания природы и любви к ней, невозможно человеческое существование. Основы экологического воспитания необходимо закладывать с раннего детства, так как основные черты личности, закладываются в дошкольном детстве. Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, внешне выраженные признаки, связи и отношения. С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать как можно больше.
Выстраивая работу с детьми в данном направлении, педагоги детского сада используют разнообразные виды деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека. Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок получает новые знания и закрепляет полученные ранее. В группе «Звездочки» детям было предложено провести викторину «Знатоки природы». В экологической викторине приняли участие две команды: команда «Тигры» и команда «Львы». Целью данного мероприятия являлось расширение представлений детей о разнообразии растительного и животного мира. А так же формирование умений детей быстро находить ответ на поставленный вопрос, развивать познавательную активность и творческую инициативу. Девизом викторины стали слова «Здесь знает каждый, ты и я, природу обижать нельзя!». Состязания команд начались с разминки «Вопросы». По очереди каждая команда должна была ответить на поставленный вопрос. На обдумывание ответа давалась одна минута – песочные часы помогали детям определить время. За каждый правильный ответ команда получала фишку. Во всех последующих заданиях, - «Назови одним словом» - классификация животных, растений; «Загадки» - о природных явлениях, временах года, животных; «Зоологическое лото», - дети проявили умение работать в команде – вместе продумывали каждое решение, не торопились с ответом, договаривались между собой, кто и как будет отвечать. Количество фишек в каждой команде прибавлялось в зависимости от количества правильных ответов. В «конкурсе капитанов» капитаны команд постарались блеснуть знаниями о птицах нашего края. Участники должны были выбрать картинки с перелетными и зимующими птицами. Теперь каждый капитан, принимая решение самостоятельно, продолжал вести команду к победе. На заключительном конкурсе «Блиц - опрос» все участники викторины смогли и посоревноваться и закрепить правила поведения в природе.
- Бросать в лесу мусор можно или нельзя?
- Вырубать деревья можно или нельзя?
- Можно ломать ветки деревьев и кустарников?
- Опасно ли разводить костёр в лесу?
- Ловить диких животных и уносить их домой можно или нельзя?
- Рвать и топтать полевые цветы, это хорошо или плохо?
- Можно или нельзя ловить бабочек и других насекомых?
- Можно разрушать птичьи гнёзда или нет?
- Громко слушать музыку в лесу, это хорошо или плохо?
В ответах и мнениях на эти вопросы никто из детей не ошибся, и ответили все правильно! По окончании игры, подсчетом фишек в викторине «Знатоки природы» определилась команда победителей: «Львы». За честную игру, старание, стремление к новым знаниям и победе дети получили подарки и поздравления.
Воспитатель С.Д. Созыкина |