Россия, Родина, Родной край... Какие дорогие и близкие с детства слова, как научить юное поколение любить «большую» и «малую» Родину, воспитывать у них желание беречь и приумножать лучшие традиции своего народа, уважать самобытную культуру? Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.
Народные обычаи и традиции представляют собой уникальную возможность освоения культурного наследия страны и региона, позволяют раскрыть самобытность русского народа. Педагоги детского сада № 49, присутствующие на открытом занятии в группе «Ромашки», смогли наблюдать за тем, как дети 4-5 лет погрузились в познание русских народных традиций. Воспитанники и взрослые группы встретили гостей по русской народной традиции – хлебом - солью. На праздничном рушнике преподнесли они каравай дорогим гостям. Дети смогли не только услышать об этой традиции, но и поучаствовать в ней. Наблюдая за всем процессом встречи, воспитанники прочувствовали уважительное и доброжелательное отношение между гостями и хозяевами.
Слово «традиция» означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Из презентации, представленной на занятии, дети узнали еще о некоторых традициях русского народа: народные гулянья, посиделки в старину. Отмечая тот факт, что традиции, существовавшие на Руси в старину, сохранились и до наших времен, воспитанники смогли назвать традиции и своей семьи: празднование дня рождения, украшение Новогодней елки, семейные посиделки за чтением книг.
При знакомстве детей с традицией «Народное гулянье», педагог акцентировала внимание детей на том, что русский человек не только коллективно, сообща трудился, но и дружно отдыхал, веселился. В жизни русского народа обряды, совместные праздничные гуляния всегда занимали особое место. В традиционной народной культуре праздник отнюдь не понимался как простой отдых от труда или узаконенное безделье. Он нёс в себе важные общественные функции: самовыражение личности в различных досуговых формах; укрепление или подтверждение своего социального статуса; демонстрация способностей, талантов и даже нарядов.
Дети рассмотрели русский народный костюм. Именно по костюму раньше можно было безошибочно определить национальную (этническую) принадлежность любого человека. Русского – по косоворотке и сарафану. Рассматривая традиционные народные гулянья: Масленица, встреча Нового года, дети смогли увидеть их самобытность, сохранение традиции – хороводы, песни, пляски, подвижные игры, дошли до наших времен. Воспитанникам было предложено поиграть в русскую народную игру «Кукушка», в которой педагог постарался сохранить колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, форму и содержание разговорного текста. Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, и потому их необходимо использовать в учебно-воспитательном процессе.
Одна из самых замечательных русских традиций - это чаепитие. Без него не обходились ни одни посиделки, ни народные гулянья. Педагог пригласила детей к празднично накрытому столу, на котором дети смогли увидеть старинные предметы быта, используемые для чаепития. Покорил внимание детей красивый русский самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения, символ гостеприимства. С особым удивлением воспитанники узнали, что русский народ любил пить чай из блюдца вприкуску с кусочками сахара. Очень понравилось детям наблюдать за демонстрацией этой традиции.
Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Народные традиции являются эффективным средством нравственного развития дошкольников.
Воспитатель: Созыкина С.Д. |