
Стертая дизартрия представляет собой расстройства фонетического и просодического компонентов речи, обусловленные негрубым нарушением иннервации артикуляторных органов. Для стертой дизартрии характерна нечеткая артикуляция, искажение звуков нескольких фонетических групп, сложности автоматизации, маловыразительная, не интонированная, смазанная речь.
Стертая дизартрия – достаточно распространенная речевая патология среди дошкольников. В речи ребенка со стертой дизартрией обычно избирательно страдают сложные в артикуляционном отношении звуки, требующие более точной дифференциации мышечных движений. Следует отметить следующие нарушения:
• слабость мышц, иннервируемых отводящим, тройничным, лицевым, языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами;
• ограничения объема движений в верхних и нижних конечностях с одной или обеих сторон.
При поражении тройничного нерва возникает ограничение подвижности нижней челюсти, отмечаются синкинезии губ и языка.
Нарушение функции лицевого нерва предопределяет недостаточный объем мимических движений, сглаженность и асимметричность носогубных складок.
Иннервационной неполноценностью языкоглоточного нерва объясняется назализация речи, гиперсаливация, ограничение амплитуды движений корня и спинки языка. Функциональная недостаточность подъязычного нерва обусловливает трудности удержания артикуляционной позы и поднятия языка в верхнюю позицию, тремор языка.
Ведущим нарушением при стертой дизартрии выступают устойчивые фонетические дефекты. Фонематические и лексико-грамматические нарушения часто носят вторичный характер, потому что обусловлены смазанной артикуляцией.
В физическом статусе этих детей отмечаются следующие показатели:
• общая физическая слабость;
• маленький рост;
• узкая грудная клетка;
• двигательная недостаточность, проявляющаяся в нарушениях равновесия и координации движений.
В неврологическом статусе наблюдается микросимптоматика, которая выявляется при тщательном обследовании:
• стертые, неярко выраженные парезы;
• гипрекинезы;
• синкинезии в мимической и речевой мускулатуре;
• изменения мышечного тонуса;
• асимметрия лица, рта, глазных щелей;
• сглаженность носогубных складок;
• приоткрытый из-за пареза круговой мышцы рот;
• нарушение общей моторики, ручного и орального праксиса.
Ввиду того, что нарушаются дифференцированные движения пальцев рук, дети с трудом осваивают навыки самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывание шнурков), испытывают неловкость при творческой работе (рисовании, аппликации, лепке), не любят игрушки с мелкими деталями (пазлы, конструктор).
Однако все эти дефекты выражены минимально, в стертой форме, поэтому обнаруживаются только при внимательном невролого-логопедическом обследовании.
Неврологическое обследование позволяет выявить характер и определить тяжесть специфических нарушений (парезов, мышечной дистонии, оральной апраксии, гиперкинезов). С целью объективизации диагноза и выявления патологии, которая может служить патогенетической основой для стертой дизартрии, назначается ЭЭГ, электронейромиография, МРТ головного мозга
В вегетативной нервной системе изменения мозаичны, фрагментарны. Они проявляются в потливости верхних и нижних конечностей, в стойком дермографизме, в цианичности языка, повышенной саливации.
В психологическом статусе возможны нарушения эмоционально-волевой сферы, которые проявляются в пугливости, повышенной возбудимости ребенка, чрезмерной чувствительности ко всем раздражителям или наоборот в вялости, пассивности, безынициативности, двигательной заторможенности.
Для детей со стертой дизартрией характерны повышенная утомляемость, низкая работоспособность, неустойчивое, рассеянное внимание, трудности в переключении внимания, ослабленная память, низкий интеллектуально-познавательный уровень.
Причинами возникновения дизартрии могут быть следующие нарушения в пренатальном, натальном и постнатальном периодах:
• гипоксия, нехватка кислорода плоду в процессе беременности;
• асфиксия, нехватка кислорода плоду в процессе родов;
• резус-конфликтная беременность;
• недоношенность;
• токсикозы;
• физиологические заболевания матери, из-за которых токсические вещества, вырабатывающиеся ее организмом, приводят к интоксикации плода;
• родовые травмы;
• длительная желтуха новорожденных;
• нейроинфекции, перенесенные внутриутробно или в первые два года жизни (менингит, энцефалит, опухоли);
• гнойный отит;
• гидроцефалия;
• тяжелые интоксикации, которые возникают в результате внутренних процессов в организме ребенка из-за инфекционных заболеваний или внешних воздействий;
• черепно-мозговые травмы в возрасте до 3-х лет.
Стертая дизартрия чаще всего диагностируется после пяти лет. Все дети, чья симптоматика соответствует стертой дизартрии, направляются на консультацию к неврологу для уточнения или подтверждения диагноза и для назначения адекватного лечения, т. к. при стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать следующие составляющие:
• медицинское воздействие;
• психолого-педагогическую помощь;
• коррекционую помощь.
Нарушение звукопроизношения при стертой дизартрии носит множественный характер - фонетические дефекты затрагивают две и более группы звуков (обычно свистящие, шипящие и сонорные).
Ненормативное произношение в большинстве случаев представлено звуковыми искажениями (межзубным и боковым сигматизмом, горловым ротацизмом), часто в сочетании с отсутствием и заменами звуков, дефектами озвончения/оглушения и смягчения. Даже добившись нормативного изолированного звучания фонемы, с трудом удается автоматизировать нарушенный звук и ввести его в речь. Наряду со звукопроизношением нарушается просодический аспект: голос затухающий, прерывистый, немодулированный, назализованный, интонационная выразительность речи снижена. В целом речь ребенка «смазанная», плохо разборчивая.
Звукопроизносительные и просодические расстройства неизбежно вызывают дефекты фонематического восприятия. В свою очередь, это создает предпосылки для трудностей в усвоении слоговой структуры слова, словоизменения и словообразования.
Также вторично выявляются словарные и грамматические нарушения: обедненность лексики, недостаточное усвоение семантики слова, аграмматизмы. К началу школьного обучения дети с МДР оказываются недостаточно подготовленными к усвоению программы по русскому языку, что неизбежно ведет к появлению стойких недочетов на письме – дисграфии.
Коррекционная работа при стертой дизартрии включает медицинское и логопедическое воздействие. Только комплексный подход позволяет достичь стойкого положительного эффекта и компенсации речевого дефекта.
Родителям следует настроиться на длительную и кропотливую работу, запастись настойчивостью и терпением.
Медицинские и логопедические мероприятия проводятся параллельно и включают в себя следующие компоненты:
• неврологическое лечение и реабилитацию (показан прием ноотропных препаратов, витаминов группы В, призванных активизировать работу нервной системы, общий массаж, ЛФК, рефлексотерапия, физиотерапией, плавание);
• мимическую, пальчиковую и артикуляционную гимнастику;
• логопедический массаж, который является неотъемлемым компонентом коррекции стертой дизартрии;
• коррекцию речевых расстройств, предполагающую постановку дефектных звуков, их автоматизацию в слогах, словах и фразовой речи, дифференциацию смешиваемых фонем.
Особенностью коррекции стертой дизартрии является сложность и длительность автоматизации звуков. Часто это связано с синдромом пирамидной недостаточности, выявляемым у детей со стертой дизартрией.
Параллельно ведется работа над преодолением фонематических нарушений, развитием интонационно-мелодической стороны речи, усвоением лексико-грамматических категорий. Общая продолжительность курса логопедических занятий может составлять до года и более. Не все так просто при дизартрии легкой степени или стертой дизартрии.
Сама по себе стертая дизартрия не несет угрозы физическому развитию и здоровью ребенка. Однако любые речевые нарушения, даже минимально выраженные, препятствуют полноценной коммуникации, влекут за собой вторичные речевые и психологические наслоения. Своевременно неисправленные дизартрические нарушения из-за стойких дефектов дикции могут накладывать определенные ограничения на выбор профессии и самореализацию.
Учитель-логопед Чернышова С.Н. (информация из лекции Н.В. Нищевой) |