Вы вошли как Гость  RSS Четверг, 2025-09-04, 7:54 PM


ГлавнаяМой профиль | Выход

МЕНЮ САЙТА
Детский сад ВК
МРСДО
ПОГОДА В МАЛЫШЕВА
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2025 » Август » 14 » СТЕРТАЯ ДИЗАРТРИЯ. ВСЕ НЕ ТАК ПРОСТО...
8:28 AM
СТЕРТАЯ ДИЗАРТРИЯ. ВСЕ НЕ ТАК ПРОСТО...

 

  Стертая дизартрия представляет собой расстройства фонетического и просодического компонентов речи, обусловленные негрубым нарушением иннервации артикуляторных органов. Для стертой дизартрии характерна нечеткая артикуляция, искажение звуков нескольких фонетических групп, сложности автоматизации, маловыразительная, не интонированная, смазанная речь.

      Стертая дизартрия – достаточно распространенная речевая патология среди дошкольников. В речи ребенка со стертой дизартрией обычно избирательно страдают сложные в артикуляционном отношении звуки, требующие более точной дифференциации мышечных движений. Следует отметить следующие нарушения:

• слабость мышц, иннервируемых отводящим, тройничным, лицевым, языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами;

• ограничения объема движений в верхних и нижних конечностях с одной или обеих сторон.

При поражении тройничного нерва возникает ограничение подвижности нижней челюсти, отмечаются синкинезии губ и языка.

Нарушение функции лицевого нерва предопределяет недостаточный объем мимических движений, сглаженность и асимметричность носогубных складок.

Иннервационной неполноценностью языкоглоточного нерва объясняется назализация речи, гиперсаливация, ограничение амплитуды движений корня и спинки языка. Функциональная недостаточность подъязычного нерва обусловливает трудности удержания артикуляционной позы и поднятия языка в верхнюю позицию, тремор языка.

Ведущим нарушением при стертой дизартрии выступают устойчивые фонетические дефекты. Фонематические и лексико-грамматические нарушения часто носят вторичный характер, потому что обусловлены смазанной артикуляцией.

В физическом статусе этих детей отмечаются следующие показатели:

• общая физическая слабость;

• маленький рост;

• узкая грудная клетка;

• двигательная недостаточность, проявляющаяся в нарушениях равновесия и координации движений.

В неврологическом статусе наблюдается микросимптоматика, которая выявляется при тщательном обследовании:

• стертые, неярко выраженные парезы;

• гипрекинезы;

• синкинезии в мимической и речевой мускулатуре;

• изменения мышечного тонуса;

• асимметрия лица, рта, глазных щелей;

• сглаженность носогубных складок;

• приоткрытый из-за пареза круговой мышцы рот;

• нарушение общей моторики, ручного и орального праксиса.

 

Ввиду того, что нарушаются дифференцированные движения пальцев рук, дети с трудом осваивают навыки самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывание шнурков), испытывают неловкость при творческой работе (рисовании, аппликации, лепке), не любят игрушки с мелкими деталями (пазлы, конструктор).

Однако все эти дефекты выражены минимально, в стертой форме, поэтому обнаруживаются только при внимательном невролого-логопедическом обследовании.

Неврологическое обследование позволяет выявить характер и определить тяжесть специфических нарушений (парезов, мышечной дистонии, оральной апраксии, гиперкинезов). С целью объективизации диагноза и выявления патологии, которая может служить патогенетической основой для стертой дизартрии, назначается ЭЭГ, электронейромиография, МРТ головного мозга

В вегетативной нервной системе изменения мозаичны, фрагментарны. Они проявляются в потливости верхних и нижних конечностей, в стойком дермографизме, в цианичности языка, повышенной саливации.

В психологическом статусе возможны нарушения эмоционально-волевой сферы, которые проявляются в пугливости, повышенной возбудимости ребенка, чрезмерной чувствительности ко всем раздражителям или наоборот в вялости, пассивности, безынициативности, двигательной заторможенности.

Для детей со стертой дизартрией характерны повышенная утомляемость, низкая работоспособность, неустойчивое, рассеянное внимание, трудности в переключении внимания, ослабленная память, низкий интеллектуально-познавательный уровень.

Причинами возникновения дизартрии могут быть следующие нарушения в пренатальном, натальном и постнатальном периодах:

• гипоксия, нехватка кислорода плоду в процессе беременности;

• асфиксия, нехватка кислорода плоду в процессе родов;

• резус-конфликтная беременность;

• недоношенность;

• токсикозы;

• физиологические заболевания матери, из-за которых токсические вещества, вырабатывающиеся ее организмом, приводят к интоксикации плода;

• родовые травмы;

• длительная желтуха новорожденных;

• нейроинфекции, перенесенные внутриутробно или в первые два года жизни (менингит, энцефалит, опухоли);

• гнойный отит;

• гидроцефалия;

• тяжелые интоксикации, которые возникают в результате внутренних процессов в организме ребенка из-за инфекционных заболеваний или внешних воздействий;

• черепно-мозговые травмы в возрасте до 3-х лет.

 

Стертая дизартрия чаще всего диагностируется после пяти лет. Все дети, чья симптоматика соответствует стертой дизартрии, направляются на консультацию к неврологу для уточнения или подтверждения диагноза и для назначения адекватного лечения, т. к. при стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать следующие составляющие:

• медицинское воздействие;

• психолого-педагогическую помощь;

• коррекционую помощь.

Нарушение звукопроизношения при стертой дизартрии носит множественный характер - фонетические дефекты затрагивают две и более группы звуков (обычно свистящие, шипящие и сонорные).

Ненормативное произношение в большинстве случаев представлено звуковыми искажениями (межзубным и боковым сигматизмом, горловым ротацизмом), часто в сочетании с отсутствием и заменами звуков, дефектами озвончения/оглушения и смягчения. Даже добившись нормативного изолированного звучания фонемы, с трудом удается автоматизировать нарушенный звук и ввести его в речь. Наряду со звукопроизношением нарушается просодический аспект: голос затухающий, прерывистый, немодулированный, назализованный, интонационная выразительность речи снижена. В целом речь ребенка «смазанная», плохо разборчивая.

Звукопроизносительные и просодические расстройства неизбежно вызывают дефекты фонематического восприятия. В свою очередь, это создает предпосылки для трудностей в усвоении слоговой структуры слова, словоизменения и словообразования.

Также вторично выявляются словарные и грамматические нарушения: обедненность лексики, недостаточное усвоение семантики слова, аграмматизмы. К началу школьного обучения дети с МДР оказываются недостаточно подготовленными к усвоению программы по русскому языку, что неизбежно ведет к появлению стойких недочетов на письме – дисграфии.

Коррекционная работа при стертой дизартрии включает медицинское и логопедическое воздействие. Только комплексный подход позволяет достичь стойкого положительного эффекта и компенсации речевого дефекта.

Родителям следует настроиться на длительную и кропотливую работу, запастись настойчивостью и терпением.

Медицинские и логопедические мероприятия проводятся параллельно и включают в себя следующие компоненты:

• неврологическое лечение и реабилитацию (показан прием ноотропных препаратов, витаминов группы В, призванных активизировать работу нервной системы, общий массаж, ЛФК, рефлексотерапия, физиотерапией, плавание);

• мимическую, пальчиковую и артикуляционную гимнастику;

• логопедический массаж, который является неотъемлемым компонентом коррекции стертой дизартрии;

• коррекцию речевых расстройств, предполагающую постановку дефектных звуков, их автоматизацию в слогах, словах и фразовой речи, дифференциацию смешиваемых фонем.

Особенностью коррекции стертой дизартрии является сложность и длительность автоматизации звуков. Часто это связано с синдромом пирамидной недостаточности, выявляемым у детей со стертой дизартрией.

Параллельно ведется работа над преодолением фонематических нарушений, развитием интонационно-мелодической стороны речи, усвоением лексико-грамматических категорий. Общая продолжительность курса логопедических занятий может составлять до года и более. Не все так просто при дизартрии легкой степени или стертой дизартрии.

Сама по себе стертая дизартрия не несет угрозы физическому развитию и здоровью ребенка. Однако любые речевые нарушения, даже минимально выраженные, препятствуют полноценной коммуникации, влекут за собой вторичные речевые и психологические наслоения. Своевременно неисправленные дизартрические нарушения из-за стойких дефектов дикции могут накладывать определенные ограничения на выбор профессии и самореализацию.

 

Учитель-логопед Чернышова С.Н. (информация из лекции Н.В. Нищевой)

Просмотров: 12 | Добавил: max-s-94 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
ГОД ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА
НАШИ КОНТАКТЫ

Заведующий МАДОУ

«Детский сад № 49 «Чебурашка»

Малышевского муниципального округа

Чернышова Светлана Николаевна


Часы приёма:

Вторник с 8:30 до 11:30

Четверг с 14:00 до 18:00


Телефоны:

8 (34365) 3-50-90 (при звонках по поселку Малышева,

добавляется девятка, то есть 9-3-50-90)

E-mail: detsad49mgo@mail.ru

Адрес сайта:

//cheburashka49.ucoz.net


Юридический,

фактический адрес:

624286, Свердловская область,

посёлок городского типа Малышева,

улица Свободы, дом 11

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Поиск
День Победы
Календарь
«  Август 2025  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей





















Copyright MyCorp © 2025