«Творческое мышление состоит в том,
чтобы посмотреть на то, что видят все,
и подумать о том, о чем не подумал никто»
(Альберт Сент-Дьёрдьи)
В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, способной рассуждать, делать выводы, строить замыслы конструкций, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Воображение является формой психического отражения мира, особой формой психики, которая может быть только у человека. Это психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.
Образное мышление имеет большое значение для самых разнообразных видов деятельности человека и является неотъемлемой частью творческой деятельности. У детей дошкольного возраста образное мышление - основной вид мышления.
В период с 02.12.2019 по 04.12.2019г. в детском саду «Чебурашка» были проведены открытые мероприятия, направленные на развитие воображения и образного мышления детей дошкольного возраста.
Непрерывная образовательная деятельность по развитию речи на тему: «Путешествие в страну красивой речи» организована в группе «Солнечные зайчики» (с 6 до 7 лет) воспитателем Головиной Еленой Петровной. Основная цель данного мероприятия: обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, образное мышление, память. На занятии дети с воспитателем отправились в сказочное путешествие, в страну красивой речи на воображаемом воздушном шаре. Чтобы попасть в нее, ребятам нужно было выполнить ряд интересных заданий и открыть шесть замочков, закрывающих вход в эту страну. В ходе занятия дети подбирали слова-антонимы, рассказывали о своем понимании понятий «фантазия», «лучезарные вечера», играли в речевые игры «Подбери слово», «Живое предложение», считали количество звуков в слове, слов в предложении. Во время занятия воспитанники уверенно отвечали на поставленные вопросы, с легкостью выполняли все задания, с интересом реагировали на педагога и его задания.
В группе детей 3-4 лет «Пчёлки» воспитатель Старицына Мария Алексеевна организовала и провела игру «Удивительные превращения», основная цель которой была направлена на развитие воображения с помощью знакомых геометрических фигур и имеющихся у детей знаний о животных. Сюрпризный момент с использованием волшебного сундучка настроил детей на творчество. Загадки, «волшебные картинки» помогли детям в создании образов любимых животных, самостоятельном выкладывании различных придуманных предметов из разных геометрических фигур, что говорит об определенном уровне развития детского воображения.
В группе детей 5-6 лет «Ромашки» воспитатель Вера Николаевна Захваткина провела занятие по формированию элементарных математических представлений «Игра Танграм». Основная цель мероприятия: научить детей выкладывать из комплекта геометрических фигур «Танграм» различные фигуры-силуэты. Во время проведения занятия дети чувствовали себя раскованно, активно принимали участие в играх на развитие образного мышления «Что бывает?», «Вспомни быстрее», «Логические концовки», не боялись допустить ошибки, много фантазировали.
Хвостанцева Алина Альбертовна в группе «Звездочки» (с 4 до 5 лет) организовала игровую деятельность «Страна Воображения». Игровые задания способствовали развитию воображения, образного мышления, эмоциональной сферы, развитию чувства правды и веры в вымысел. Воспитатель учила согласованности в действиях, дружеским проявлениям в игре. Ребятам понравились игровые воображаемые действия: «В снежки», «Катание на лыжах», «Мы шагаем по сугробам», «Мы одеваемся». Музыкальный отрывок «Вьюга», используемый педагогом, помог детям вообразить зимний вьюжный день. А еще было просто очень интересно и весело играть всем вместе!
Тематическая работа педагогического коллектива по развитию воображения и образного мышления детей дошкольного возраста была отражена и в других методических мероприятиях, организованных старшим воспитателем С.В.Милютиной: консультация на тему «Воображение как основа развития образного мышления», практическое занятие «Тренинг креативности», направленные на развитие у педагогов чувства воображения, способствующего переводу профессиональной, творческой деятельности на более высокий уровень. И в заключение, – педагогический совет на тему: «Развитие воображения и образного мышления дошкольников». Педагоги в ходе данной встречи поделились опытом использования возможностей развивающей предметно-пространственной среды групп в организации работы по развитию образного мышления и воображения своих воспитанников.
Анализируя проведенную работу, был сделан вывод, что воображение ребенка проявляется и формируется в процессе деятельности. Большое значение в его развитии имеют специфические дошкольные виды деятельности: игра, эксперимент, творчество.
Важную роль в формировании воображения ребенка играет взрослый. Педагог создает условия для проявления воображения детей. В процессе организации и руководства деятельностью детей он обогащает представления дошкольников, обучает их эффективным приемам манипулирования образами воображения, используя специальные упражнения, стимулирующие детское воображение и т.д. Важно, чтобы содержание и форма общения взрослого с воспитанником создавали возможность для вступления в «зону ближайшего развития» ребенка, способствовали бы реализации его возможностей в творческой деятельности.
Педагогический коллектив выразил уверенность, что работа в данном направлении важна, актуальна и будет продолжена.
Старицына М.А.
|