Ребенок пока не разговаривает: когда начинать бить тревогу и что делать с этой проблемой? Когда разговор заходит о маленьком ребенке, который еще не научился говорить, от близких ребенка часто можно услышать: «Он все понимает, только пока не говорит». В норме к году ребенок должен иметь в своем активном словаре около 10 слов, а к полутора от 20 до 50 и т. д. Несомненно, у каждого долго не разговаривающего ребенка своя причина молчания и свой потенциал развития. Но, если вашему малышу 2,5 – 3 года, а он до сих пор молчит, и при этом вы обращались к специалистам, например к неврологу, но те не видят каких-либо веских причин для беспокойства, то дело родителей – подтолкнуть свое чадо к общению.
Не нужно пускать ситуацию с задержкой речевого развития на самотек, но в то же время не стоит нагружать малыша непосильной работой: постоянное прослушивание аудиокассет; бесперебойный приток информации и пр.
Что же важно для возникновения речи?
- Невербальное общение (мимика, жесты, язык тела) — первый показатель мотивации ребенка, его желания общаться. Ребенку важно захотеть говорить.
- Слух, особенно фонематический, — основа развития речи (звуковой и смысловой сторон). Начните с неречевых звуков, научите ребенка на слух различать кастрюлю и деревянные ложки.
- Умение подражать. Подражание — основа обучения и развития ребенка. Подражание движениям губ, языка, щек - основа звукопроизношения.
- Дыхание. Артикуляция и звукопроизношение тесно связаны с дыханием. Правильное дыхание, речевой выдох делают речь плавной, мелодичной, чистой. Сначала пойте гласные. И обязательно работайте над дыханием. Будет выдох — будет речь.
Если у малыша достаточно высокий уровень понимания речи, то главная задача взрослых — вызывание любых звуко-речевых проявлений, то есть «разговорить» ребенка.
Ребенок с низким уровнем понимания речи с трудом понимает элементарные просьбы родителей, выраженные только словесно. При рассматривании сюжетных картинок, если спросить ребенка о действиях: «Покажи, кто читает? Покажи, кто поливает?», он понимает названия действий. Но ребенок может показать правильно, если в вопросах использовать знакомые слова: «Покажи, кто читает книжку? Покажи, кто поливает цветочки?» Значит, в этом случае в первую очередь необходимо проводить игры и занятия на расширение объема понимания речи и расширение пассивного словаря (это набор слов и выражении, смысл которых ребенок понимает, но не употребляет в активной речи из-за отставания в речевом развитии).
Итак, основная задача этого этапа — накопление словарного запаса: слова-предметы (существительные), слова-действия (глаголы), а также слова-определения (прилагательные и наречия). Для запоминания детям предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми они постоянно сталкиваются в повседневной жизни. На начальном этапе работы с неговорящими детьми не рекомендуется перегружать их пассивный словарь отвлеченными понятиями или обобщающими словами.
Работа ведется по нескольким направлениям:
- развитие понимания речи, простейших инструкций (дай ручку, покажи носик);
- побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка. Здесь применяются различные виды пряток (ищем игрушку, часть тела, самого ребенка), рассматривание семейных фотографий;
- побуждение к речи через вызывание ориентировочного рефлекса (Что это? Что там?). Используются книжки-раскладушки, игрушки в сухом бассейне, в коробочке, в завернутой бумаге. Главное — привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями (ой, ай, уу), расположить к речевому подражанию, повторению наряду с лепетными обычных слов (ля-ля, сова). Можно вместе удивляться увиденному: «Ух ты!» Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, |
- работа над пальчиковой и артикуляционной моторикой, дыханием, уточнением (но не постановкой) отдельных звуков, развитием речевого слуха и внимания, формированием умения передавать простейшие ритмы, уточнением и расширением пассивного словаря по лексическим темам, объединенным общей ситуацией («Мы играем», «Мы едим», «Моя комната»).
Советы родителям дошкольников
- Говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов; произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
- Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
- Читайте потешки, присказки, детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
- Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу и не говорите при ребенке о его отставании.
- Учитель-логопед Чернышова С.Н.
|