Декоративно-прикладное творчество является одним из древнейших видов искусства. Традиции народного прикладного искусства складывались, развивались веками, передаваясь из поколения в поколение. Художники веками наблюдали мир животных, растений, видели, чувствовали гармонию в природе: ритм, соразмерность, упорядоченность, разумность и рациональность, передавая все это в своих образах, произведениях искусства. Подлинно народному искусству присуще особая простота, вкус, выразительность, что делает его понятным и доступным всем людям и даже самым маленьким – дошкольникам. Изобразительное народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира ребенка. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу, оно раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира. Изобразительная деятельность в детском саду строится на единстве и взаимосвязи трех видов: рисования, лепки, аппликации. Вся работа в группе «Звездочки» проводится в трех направлениях:
- Ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества.
- Обучение декоративному рисованию и лепке на основе подлинных предметов народного искусства. Обучение некоторым приемам росписи и лепке по мотивам народных промыслов.
- Обучение умению выделять особенности каждого вида декоративно-прикладного искусства, находить сходства и различия в изделиях народных мастеров, формировать декоративное творчество, умение создавать узоры на любой форме, развитие творческих способностей ребенка.
На занятиях и совместной деятельности с педагогом дети нашей группы познакомились с разными видами народного декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками - материалом, из которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, историей промысла. Обучились некоторым приёмам декоративного рисования- выделение характерных элементов, колорита, композиции. Приобщая воспитанников к истокам народного искусства, мы давали детям задания - составить узор на блюдце, расписать вырезанного из бумаги индюка, петушка, барышню; рассматривали альбомы, иллюстрации с изображением предметов, изготовленных и раскрашенных разными узорами знаменитыми народными мастерами. В ходе подготовки к участию в муниципальном конкурсе «К истокам народного творчества» дети выразили желание участвовать в номинации – роспись по дереву. С большим удовольствием и старанием воспитанники расписывали свои дощечки, разделочные доски, матрешек, используя хохломскую, городецкую и семеновскую росписи.
Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят дети и выполняют сами, раскрывают перед ними богатство культуры народа, духовные идеалы, они помогают им усвоить обычаи, традиции, особенности жизни, быта, которые передаются от поколения к поколению. Знакомство детей с народными промыслами, мастерством народных умельцев мы считаем очень важным. Это позволит нашим детям, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Воспитатель С.Д. Созыкина |